+7 (920) 093 94 94+7 (812) 240 51 55
м. Крестовский остров,
набережная Мартынова, 4, Санкт-Петербург
Селфхарм (самоповреждение) — это умышленное нанесение вреда себе без намерения суицида. Этот феномен стал распространённым среди подростков и вызывает серьёзную обеспокоенность у родителей, педагогов и специалистов. Самоповреждение может проявляться в различных формах, таких как порезы, ожоги, удары, нанесение себе синяков и другие действия, направленные на причинение физической боли.
Причины селфхарма среди подростков:
1. Эмоциональное напряжение. Подростки часто переживают сильные эмоциональные потрясения, связанные с возрастными изменениями, социальным давлением, проблемами в школе или семье. Селфхарм может стать способом справиться с накопившимися негативными эмоциями.
2. Чувство одиночества и изоляции. Некоторые подростки чувствуют себя одинокими, непонятыми или изолированными от окружающих. Самоповреждение может стать для них попыткой привлечь внимание к своим внутренним страданиям.
3. Снижение эмоциональной боли. Парадоксально, но физическая боль от самоповреждений может временно уменьшить эмоциональную боль, отвлекая от душевных переживаний.
4. Низкая самооценка и чувство вины. Подростки с низкой самооценкой могут использовать селфхарм как способ наказания себя за ошибки или несовершенства, которые они видят в себе.
5. Влияние окружения и медиа. Иногда подростки могут начать заниматься селфхармом под влиянием окружения или информации, полученной из интернета и социальных сетей, где самоповреждение может романтизироваться.
Последствия селфхарма:
Самоповреждение имеет серьёзные физические и психологические последствия. Это может привести к глубоким ранам, инфекциям, рубцам и другим физическим проблемам. Психологически селфхарм усиливает чувство стыда, вины и отчуждённости. Кроме того, он увеличивает риск развития депрессии, тревожных расстройств и суицидальных мыслей.
Пути помощи подросткам:
1. Обращение к специалистам. Самоповреждение требует вмешательства психолога или психотерапевта, который поможет подростку найти более здоровые способы справляться с эмоциональными трудностями.
2. Создание поддерживающей среды. Родители и учителя должны создавать атмосферу доверия, где подросток сможет открыто говорить о своих чувствах и проблемах. Важно слушать подростка без осуждения и критики.
3. Обучение навыкам саморегуляции. Подростков можно обучать техникам управления эмоциями, таким как медитация, глубокое дыхание, творчество или физическая активность, чтобы заменить деструктивные методы на более конструктивные.
4. Ограничение негативного влияния. Родителям важно контролировать, какие материалы подросток потребляет в интернете и социальных сетях, чтобы минимизировать риск подражания опасным поведением. Но главное не перегибать с контролем.
5. Понимание и эмпатия. Подростки, занимающиеся селфхармом, нуждаются в поддержке и понимании. Осознание того, что их страдания признаются и принимаются, может стать первым шагом к выздоровлению. Селфхарм — это крик о помощи, который нельзя игнорировать. Забота о психологическом здоровье подростков и предоставление им инструментов для безопасного выражения своих эмоций помогут предотвратить этот опасный феномен..
Психологическая диагностика (экспериментально-психологическое исследование, ЭПИ) позволяет определить текущее состояние психики пациента, выявить его индивидуальные особенности и дать рекомендации по коррекции.
Как проходит диагностика:
ЭПИ помогает уточнить, является ли проблема пациента чисто психологической или имеет физиологические причины. Врач может направить пациента на диагностику, если сомневается в диагнозе.
Консультирование проводится в формате беседы, в ходе которой специалист помогает человеку осознать и проанализировать свою проблему. Психолог может предложить пути ее решения, дать рекомендации или направить пациента на психокоррекцию.
Консультирование может проходить:
В ходе беседы специалист помогает клиенту найти причины проблем и определить дальнейшую тактику работы.
Психологическая диагностика (экспериментально-психологическое исследование, ЭПИ) позволяет определить текущее состояние психики пациента, выявить его индивидуальные особенности и дать рекомендации по коррекции.
Как проходит диагностика:
ЭПИ помогает уточнить, является ли проблема пациента чисто психологической или имеет физиологические причины. Врач может направить пациента на диагностику, если сомневается в диагнозе.